Позитивные и негативные тенденции становления рыночных отношений в инвестиционно – строительной деятельности.
Страница 2

Проблема инвестиций давно и широко изучается мировым сообществом – как в теоретическом, так и прикладном ее аспектах, достаточно полно выявлены многие ее позитивные, а равно и возможные негативные результаты. Однако, несмотря на это трудно найти более противоречивый объект для дискуссий. Причем стойкое неприятие иностранных инвестиций и совместного бизнеса в широких масштабах по сей день, сохраняют отдельные государства, к числу которых относится и Россия.

Противники внешних инвестиций в нашей стране, прежде всего, опасаются серьезных осложнений. В наиболее общем виде они могут быть определены как: попытки зарубежных корпораций "сбросить" в принимающую страну устаревшее и экологически "грязное" промышленное производство; поставить под свой контроль национальные производства с целью укрепления своих конкурентных позиций на мировом рынке; получить неоправданный выигрыш за счет социальной сферы. К тому же иностранные фирмы могут вызывать острую конкурентную борьбу на российских рынках, которая окажется не по силам отечественным производителям.

Но главным аргументом здесь должно быть то, что ключевые интересы зарубежных компаний могут расходиться с национальными интересами принимающей страны, и в результате в ней не будут развиваться стратегически важные отрасли производства, в частности машиностроение. Хотя к настоящему времени в мире накоплен большой опыт противостояния подобным тенденциям, позволяющий осуществлять действенный контроль над всеми негативными последствиями использования иностранного капитала.

Выразители другой точки зрения часто обращают внимание на тот факт, что привлечение в страну прямых иностранных инвестиций могло бы оказать на российскую экономику более положительное влияние, чем заимствование за рубежом кредитов, тем более, что расходование этих средств зачастую было не эффективным и, в конечном счете, приводило к увеличению государственного долга.

До настоящего времени в России так и не создано благоприятных условий для притока зарубежного капитала, и во многом это связано с переживаемой нашей страной экономической депрессией, системным кризисом. Противостоять же его развитию было легче в первые годы экономических преобразований – и именно с помощью массового притока прямых иностранных инвестиций.

Проблема управления процессом инвестиционной деятельности занимает одно из ключевых моментов в инвестиционной политике. В экономике переходного периода принципы планирования и управления данным процессом оказываются более сложными, приобретая иной специфический характер.

Трудности управления инвестиционной деятельностью в первую очередь связаны с не вполне четким осознанием, что западные формы и методы инвестиционной деятельности, используемые в стабильной экономике, не могут быть однозначно использованы в отечественной экономике, тем более, переходного периода.[18] Предлагаемая система управления инвестиционной деятельностью включает в себя ряд принципиальных решений, носящих общий характер.

Как показал опыт ряда стран Центральной и Восточной Европы, проведение инвестиционной политики должно подкрепляться принятием соответствующих норм. В дополнение к ним должны создаваться специализированные агентства по решению проблем инвестирования, предоставлению отечественным и зарубежным корпорациям помощи в процессе реализации проектов и реальной информации о положении дел в экономике.

В течение 90-х годов российская законодательная система пополнилась большим числом законодательных актов, направленных на создание более благоприятного инвестиционного климата: Закон «О собственности»; «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; «О компаниях с ограниченной ответственностью»; «Об иностранных инвестициях» и др.

В июне 1999 г. принимается новый Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющий условия предпринимательской деятельности на территории России, основные гарантии прав иностранных инвесторов и получаемые от них доходы и прибыль. Его целью явилось стремление улучшить инвестиционный климат и привести правовой режим для иностранных инвестиций в соответствие нормам международного права и практики инвестиционного сотрудничества. Здесь же были предусмотрены и ограничения, необходимые для защиты основ конституционного строя в России и обеспечения ее безопасности.

Один из основных принципов в экономике переходного периода заключается в том, что России следует активизировать свои усилия, направленные на региональную интеграцию.

Хронический недостаток средств в федеральном бюджете для инвестиционной поддержки территорий, отсутствие должного внимания со стороны Центра к нуждам регионов, невыполнение уже согласованных инвестиционных программ заставляют области и края Федерации искать собственные пути для привлечения иностранных инвестиций. Регионы берут на себя обязательство давать гарантии иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в экономику региона, стимулируя тем самым приток их капитала.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.greatarchitect.ru